Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

бомарше пьер огюстен

Энциклопедический словарь

Бомарше́ Пьер Огюстен (Beaumarchais) (1732-1799), французский драматург. В двух первых комедиях трилогии о талантливом и остроумном плебее Фигаро «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784) изображён конфликт между третьим сословием и дворянством накануне Французской революции конца XVIII в. (в третьей комедии - «Виноватая мать», 1792, преобладают черты мелодрамы). На сюжет второй пьесы написана опера В. А. Моцарта (1796), на сюжет первой - Дж. Россини (1816).

* * *

БОМАРШЕ Пьер Огюстен - БОМАРШЕ́ (Beaumarchais) Пьер Огюстен (1732-99), французский драматург. В комедиях «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784) изображен конфликт между третьим сословием и дворянством накануне Великой французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ); герой комедии - полный энергии и ума слуга. На сюжеты пьес написаны оперы В. А. Моцарта (см. МОЦАРТ Вольфганг Амадей) (1786) и Дж. Россини (см. РОССИНИ Джоаккино) (1816).

Энциклопедия Кольера

БОМАРШЕ Пьер Огюстен (Beaumarchais, de; псевд.; наст. имя - Пьер Огюстен Карон, Pierre Augustin Caron)

ПЬЕР ОГЮСТЕН БОМАРШЕ

ПЬЕР ОГЮСТЕН БОМАРШЕ

(1732-1799), крупнейший французский драматург второй половины 18 в. Родился 24 января 1732 в Париже, в семье богатого часовщика. Обучался семейному ремеслу, однако за экстравагантные выходки отец отстранил его от дел. Cтав учителем музыки у дочерей Людовика XV, он позднее приобрел должность секретаря при монархе и благодаря придворным связям принял активное участие в разнообразных финансовых операциях, которые принесли ему громадное состояние и одновременно вовлекли в целый ряд громких судебных процессов. Несколько дней Бомарше пришлось провести в тюрьме; чтобы оправдаться, он издал свои блистательные Мемуары (Mmoires, 1774), где язвительно высмеял судебный произвол. Любовь к театру побудила его написать две драмы - Евгения (Eugnie, 1767) была встречена благожелательно, Двух друзей (Les Deux amis, 1770) ожидал сокрушительный провал. Громкий успех Севильского цирюльника (Le Barbier de Sville, 1775) сделал Бомарше лидером национального театра. Поставленная в "Театр Франсе" 23 февраля 1775 пьеса была испанской по антуражу, но совершенно французской по духу. Выдающееся значение она приобрела не столько благодаря искрометному юмору и блестящим диалогам, сколько образу Фигаро - хитроумного, неистощимого на выдумки, проницательного слуги. На ее основе написано либретто оперы Дж.Россини Севильский цирюльник (1816). Этот же персонаж появится в следующей пьесе Бомарше, Женитьба Фигаро (Le Mariage de Figaro, 1784), где феодальные привилегии подверглись столь яростной атаке, что король не разрешил показывать ее публично. С присущей ему ловкостью Бомарше использовал цензурный запрет короля для того, чтобы возбудить еще больший интерес к пьесе. Когда она была наконец поставлена в "Театр Франсе" 27 апреля 1784, трое человек погибли, задавленные в дверях обезумевшей толпой. Демократизм Цирюльника в Женитьбе наполняется революционным пылом. Фигаро уже не воплощает образ верного слуги, каким его вывел Мольер, - теперь это свободный человек, он соперничает со знатным хозяином и ясно сознает свое место в новых обстоятельствах. Появившись на сцене почти в канун Французской революции, Фигаро символизирует торжество тенденций, вызревавших на протяжении десятилетий в творчестве Вольтера, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро и других философов. Хлесткие реплики Фигаро и внятные намеки снискали комедии неувядаемую славу на театральных подмостках. На ее основе было написано либретто оперы В.А.Моцарта Свадьба Фигаро (1786). Бомарше попытался использовать те же персонажи в третий раз, однако тяжеловесная мелодрама Преступная мать (La Mre coupable, 1792) не имела успеха. Революция внесла в биографию Бомарше очередной штрих: посланный революционным правительством в Голландию, он исполнил ряд поручений, но затем был брошен в тюрьму. Выйдя на свободу, стал агентом Комитета Общественного Спасения и подвергался преследованиям как эмигрант. Имущество его конфисковали, семья была арестована. В 1796 ему разрешили вернуться во Францию. Умер Бомарше в Париже 18 мая 1799.

ЛИТЕРАТУРА

Бомарше П.О. Драматические произведения. Мемуары. М., 1971 Грандель Ф. Бомарше. М., 1979 Лещинская Г.И. П.О.Карон де Бомарше: Биобиблиографический указатель. М., 1980

Полезные сервисы